Абсолютный музыкальный слух
Absolute musical pitch

 

ФОРУМ 1 / FORUM 1

________________________________________________________________________
Basstriker
Кто что об этом знает? Я в свое время приобрел методику Девида Берджа, но она оказалась неэффективна, там, по сути, и методики-то никакой нет, одно только утверждение, что абсолютный слух можно развить, и упражняйтесь, мол, вслушиваясь в ноты... Абсолютный слух интересен мне потому, что это до сих пор удивительная, неразгаданная тайна, и когда я думаю про АС, во мне просыпается интерес и азарт исследователя... Как и требовал Девид Бердж, я нашел себе партнера по занятиям и сказал ему: "Чувак, это так круто, у нас будет абсолютный слух!" Мы собирались раз шесть, старательно выполняли первые упражнения, но никто из нас не почувствовал ничего! Конечно, я и сам с собой занимался, и тоже нулевой результат. Недаром про Берджа нет абсолютно ничего в русском Интернете. Если американцу достаточно "приятных регулярных занятий", то русскому человеку нужен ПРИНЦИП, или хоть какие-то реальные зацепки, типа "ага, вот оно, я это сделал, дальше будет больше..." Если бы там было хоть что нибудь, что можно было повторить двадцать раз и получить результат! Я тогда был фанатом идеи абсолютного слуха, надеялся, что, освоив его, сразу смогу стать классным музыкантом, все услышать, все сыграть. Я бы повторил не 20, а 1220 раз! Но я помню только, что мой приятель шесть вечеров извлекал три ноты, а я так ничего и не смог, и он тоже.
________________________________________________________________________
Бережанский П.Н.
Всё о сущности, природе, генезисе, способе формирования и развития абсолютного слуха на сайте www.absolute-pitch.ru
________________________________________________________________________
Хз
Сенкс, г-н Бережанский, нечто подобное я и предполагал. Надо попробовать позаниматься, а вдруг?
________________________________________________________________________
PetRoвич
Зарабатывайте деньги на лохах, г. Бережанский П.Н. и не морочьте голову людям, разбирающимся в вопросе.
________________________________________________________________________
Хз
Петрович, ты чё? Нормально чувак пишет, выглядит вполне реалистично и логично. Надо в суть глядеть, а не к фразам цепляться. Емко, четко, хороший слог, содержание - просто сказка, настоящий клад. Огромное спасибо.
________________________________________________________________________
DonCarlsoN
Книжка Бережанского на 90% вода. А конечный вывод притянут за уши.
________________________________________________________________________
Charty-Crash
Ну, и кто пробовал реально методу Бержанского?
________________________________________________________________________
Rost
Прикольно, еще один метод развития слуха, (ЛСД) у меня было похожее и от обычной травы (уже четвертый метод по моим подсчетам).
________________________________________________________________________
Ivan bluesman
DonCarlSon: ты не путаешь воду со сложность изложения? На мой взгляд, П.Н.Бережанский заслуживает памятника при жизни хотя бы за одну первую главу - он нашел для всех нас настоящий Holy Grail, ЗЕМНОЙ ПОКЛОН ВАМ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ! Charly-Crash: я занимаюсь - результаты абсолютно реальны. На мой взгляд, методика Бережанского еще покруче Берджа будет, шикарно выстроена - от простого к сложному, мне кажется, даже глухой услышит, движение не шагами, а прямо прыжками. Моя жена (немузыкант) - стала кое-что различать, только слушая СО СТОРОНЫ как я занимаюсь по Бережанскому.
Такие дела.....теоретики. Удивительное рядом, прямо у Вас перед носом - откройте глаза, наконец. Бережанский - просто гений.
P.S. Если Вам непонятна книга - это не имеет никакого значения - нужно помнить только одно - каждая нота имеет свое лицо, дыхание, цвет, вкус, (подберите для себя нужный синоним). Просто занимайтесь, выполняйте простенькие (гениальные) упражнения - одно за другим - успех будет обязательно
________________________________________________________________________
Хз
Ваня, двумя руками с тобой!!! Бережанский гений!
________________________________________________________________________
Charly-Crash
Иван Блюзмэн, а как давно занимаешься? месяц, год... наскока курс рассчитан?
________________________________________________________________________
Ivan bluesman
По методике Бережанского занимаюсь несколько месяцев - с тех пор как здесь появилась информация о ней (до этого я ничего о ней не знал) - я ее сразу и купил.
________________________________________________________________________
Charly-Crash
И как продвижение? реально стал помнить и узнавать звуки?
________________________________________________________________________
Ivan bluesman
У меня есть совершенно конкретные результаты - узнаю-отличаю каждую ноту в коротких сериях (условно -мелодиях) в темпе 100. Упражнения - от простого к сложному...пока четко не выполнишь одно - к следующему не переходишь. Знаний по теории практически никаких не нужно - короткие, вполне понятные инструкции зачитываются в самом аудио-курсе перед каждым упражнением. Упражнения поначалу кажутся простыми, но потом усложняются, наращивается темп....и - чудо!!!! - у каждой ноты как-то само собой появляется свое "лицо". Далее, самое страшное (веселое): чем меньше Вы знаете из теории музыки, чем меньше практиковались в музыке используя относительный слух - тем лучше!!! Значит у Вас уши и восприятие относительно чистые! Вероятность Вашего успеха еще более очевидна, причем со скоростью гораздо большей, чем у тех, кто годами использовал-полировал только относительный слух и фактически отрицал существование феномена абсолютного - и тем приучил уши и мозги не слышать "цвета" нот. Короче, если Вы ничего не поняли из вышенаписанного - абсолютно не страшно. Коротко смысл такой - если Вы вообще не учились музыке - у Вас шансов много больше. И наоборот. Чем больше Вы учились музыке - тем Вам будет сложнее, перефразируя классика - будете по капле выдавливать из себя...хм....хотел написать "лоха"...скажем мягче - "глухого"......Словом, будете собирать свой абсолютный слух по каплям.... короче - не смертельно, проверено.
________________________________________________________________________
Rudi
Абсолютный слух для полноценного восприятия музыки не нужен... Профессиональному музыканту абсолютный слух может быть на пользу. Но может и доставлять неприятности... Польза - быстрее ориентируешься на слух в незнакомом произведении, поскольку тональный план как на ладони. В системе нашего шефа предусмотрено развитие абсолютного слуха, очень похоже на метод Бережанского (монотональное развитие), только тональность не ДО, а ФА ДИЕЗ.
________________________________________________________________________
Charly-Crash
Вобщем моноладотональность и здесь рулит.
________________________________________________________________________
Rudi
Да, рулит. Однако, Бережанский здесь не первопроходец. Например, в системе музыкального воспитания Жак-Далькроза (100 лет назад) было предусмотрено нечто очень похожее и тоже в тональности ДО. А патент Брайнина был зарегистрирован в России за три года до патента Бережанского (в Германии за 8 лет), и там описана методика похожая на методику Бережанского. Заслуга Бережанского - тщательное исследование феномена и сравнительно научный (не хватает результатов экспериментов с контрольными группами и т.п.), а не только эмпирический, как у других авторов, вывод о моноладотональности.
________________________________________________________________________
Charly-Crash
Ну, Руди... какая мне хрен разница кто, когда дошел до моноладотональности??? Существует методика и надо ей пользоваться... другое дело, что есть типа и другие методики позволяющие развивать слух... но, в итоге получается, что методика, основанная на моноладотональности самая крутая... от ДО будем плясать или от ФА диез то ж мне кажется особо непринципиально.
________________________________________________________________________
Rudi
Верно, монотональная методика правильная.
________________________________________________________________________
Ivan bluesman
А в защиту Бережанского могу добавить - когда все вокруг не одно десятилетие кричат и машут руками - невозможно, невозможно, Бережанский раскопал, доказал и сделал, да еще и в конкретной практической, доступной каждому форме. Здесь на форуме, только на 11 странице люди, считающие себя большими знатоками - наконец поняли, что ЭТО ВОЗМОЖНО - разве этого мало? - просто сиди и занимайся и будет у тебя этот доселе такой таинственный абсолютный слух!
________________________________________________________________________
Charly-Crash
Уж и До помню и Ми и До второй (после первых трех упражнений) а соль хоть тресни, вылетает блин...
________________________________________________________________________
Наташа
Методика проста и гениальна, проверена на моей дочери.
________________________________________________________________________
Charly-Crash
Ты о какой методике? Бережанского?
________________________________________________________________________
Наташа
О методике П.Н.Бережанского. Она работает на все 100%!
________________________________________________________________________
Guest
Ребята я из Питера, ГДЕ и КАК купить чудо диски????
________________________________________________________________________
Charly-Crash
Блин я на 4-ом застрял. Сходу не узнаю две подряд.
________________________________________________________________________
Гость
Ребят, а какие-то рекомендации Бережанский дает, например, для гитаристов, вроде - "Играть произведения пока временно в до мажоре", чтобы не путать себя разными тональностями?
________________________________________________________________________
Сергей
Он такого не говорил, но, по-моему, это следует из его гипотезы, что абс. слух формируется в условиях монотональности. Лучше, если сейчас себя окружить До-мажором. Если нет такой возможности, то после игры в другой тональности - "восстанавливать" в голове До. Я стараюсь поддерживать в голове звучание до, когда звучит музыка в другой тональности (это забавно слышать на фоне любой музыки ноту До). Еще я теперь постоянно ношу с собой камертончик-вилку на До.
________________________________________________________________________
Лёха
Сергей, я чёт не понял, то, что ты описал выше - это по методике Бережанского или ты сам решил носить всегда с собой камертон?
________________________________________________________________________
Сергей
Я же написал: "отсебятина". Но мне кажется, все это не противоречит его методике. А методика изложена на дисках - там только задания - петь и слушать (по крайней мере, в первой части).
Чтобы петь эти упражнения вне досягаемости аудио-курса, приходится носить для настройки с собой камертон - не петь же в произвольной тональности. Собственно в аудио-курсах Бережанского нет никакой "лирики", как, например, у Бержа. А теоретическое обоснование можно почитать у Автора на сайте. И еще интересное наблюдение - гудок в моей телефонной сети - нота примерно Ля. Однажды я снял трубку и услышал в первый момент гудок, хотя, как выяснилось секундой спустя, телефон был отключен. Это напомнило ощущение, когда встаешь на стоящий эскалатор в метро. В первое мгновение мозг подсунул ожидаемый звук (из "кэша"). Я проверил - действительно Ля. Так же я слышу тональность мелодии мобильника. Поэтому я теперь целенаправленно пытаюсь погрузить себя в "монотональность" До.
________________________________________________________________________
Ivan
Молодец, Сережа, наш человек...упертый, так держать!!! Аудиотеку до-мажорных вещей я себе тоже подобрал. А про камертон До - это супермысль - завтра же куплю! Если кто на каком уроке застрял - не беда, вернитесь немного назад, "разогрейте" уши, и только потом переходите на, собственно, проблемный урок. А лучше каждое занятие начинайте с легкого повторения-разогрева. Кстати, очень помогает, когда есть помощник - который может гонять Вас по всем 88 клавишам (ну или для начала только по белым, тем, что Вы выучили - во всех октавах) - развивает конкретно, попробуйте, сами обалдеете. Кстати, на инструментах там всяких (гитара, бас, ф-но) я ПОКА не играю ВООБЩЕ...хотя постоянно поступают заманчивые предложения…хотя несколько раз срывался, однако все же завязал – слух дороже.
________________________________________________________________________
PetRович
Всё-равно считаю, что г-н Бережанский ничего нового в своей книге не сказал. Но это не значит, что его труд никому не нужен. Нужен. Пусть будет. Даже, несмотря на вычурный слог. Я не согласен с другим. Автор знает, что абсолютный слух - это природная данность, это ДОЛГОВРЕМЕННАЯ врожденная память на звуки. И не только на звуки. Люди с АС определяют не только тонику (тональность), но и назовут количество нот в аккорде, (до 8!), обращение и его цвет (правда, субъективно). И Бережанский, зная все это, тем не менее, обманывает людей, утверждая, что его курс даст им абсолютный слух. Ну, назови ты его по-другому (ложный АС, слух настройщика, почти АС или еще как) и всё! Не было бы этих бесполезных дискуссий. Вся его система имеет многовековое название - СОЛЬФЕДЖИО. Говорю это, отдавая должное Бережанскому за его работу, отмечая основательность подхода к проблеме в целом, и безусловной пользе этой книги.
________________________________________________________________________
Сергей
Мне все равно, как называется этот слух - ложный (слово-то какое унизительное), псевдо, или еще как... Главное - я без предварительной настройки буду слышать названия нот. Почему, если ребенок приобрел в детстве этот слух, то он истинный, а если взрослый, то ложный? Ну, пусть ложный, лишь бы работал, как абсолютный. Бережанский обещает, что в случае успеха я буду слышать с большой скоростью реакции названия нот без предварительной настройки. Больше мне ничего, можно сказать и не надо... Просто сольфеджио мне этого не дало (закончил муз. училище). Пока я только начал заниматься и поэтому не вижу особого различия в подходах - просто все в одной тональности, а это еще проще. Посмотрим, что будет дальше... В любом случае мне нравится заниматься по этой методике и слух (хотя бы относительный) дополнительно развивается.
***Всё-равно считаю, что г-н Бережанский ничего нового в своей книге не сказал... Даже, несмотря на вычурный слог.***
Как это не сказал? А то, что развить абсолютный слух ВОЗМОЖНО и аргументировал это, привлекая научные труды авторитетов? Уже одно то, сколько он перелопатил работ с "вычурным слогом" (я так понял, что научный язык, типа Выготского или Теплова, воспринимается как вычурный), дает мне понять, что человек серьезно подошел к доказательству своей гипотезы. Видно, что работа выковывалась в спорах с более серьезными оппонентами, чем мы с вами. Каждое утверждение у него подтверждено ссылками на исследования других людей. Дальше, насчет "ничего нового", то, что абс. слух развивается в условиях моноладотональности - тоже новое (хотя я не берусь с уверенностью утверждать, как это делаете вы - просто я не эксперт по этому вопросу). Вопрос о том, что слышит абсолютник, я так понял, до сих пор был неясен. Ведь у нас в голове нет частотомера, да и частоты здесь ни при чем, так как ноты повторяются циклично, а частоты - увеличиваются линейно. Так что это новое и даже претендующее на открытие заявление - абсолютник слышит так же ладовую окраску ступеней, относительно одного постоянного тона. Само это качество располагается не в физическом звуке, а в особенности слышания и интерпретации человека. Просто у относительного слуха эта способность не закреплена за конкретной высотой тона, а у абсолютника - закреплена и интериоризированна (что поделаешь - такое слово вычурное), то есть, переведена на какой-то подсознательный автоматический уровень. Еще раз: новое - объяснение, что слышит абсолютный слух. Наконец еще одна мысль - "не сказал ничего нового" - это тоже хорошо, так как все его выводы в основном согласуются с исследованиями других авторов, только эти разрозненные наблюдения собраны в систему и трактуются иначе. Так и получается обычно "новое" - на основе старого. Резюме: если бы это не было новым, то такая методика давно бы существовала. Осталось проверить на себе. Поживем - увидим. Хуже не будет. А говорить и поплевывать свысока - "это невозможно", проще всего. Думаю, если эксперимент не удастся, то только тогда я буду иметь право высказывать отрицательное суждение (хотя еще может быть, что я не достигну результата по своей лени - хорошо, что Автор не настаивает на покупке сразу оптом всего курса - респект за это). Пока я не вижу серьезных оппонентов данной гипотезе. В основном я вижу, что люди не хотят самостоятельно думать и удовлетворяются мнением авторитетов (причем не самых высоких, как, например, Теплов, а типа - у меня друган в консе или препод. в музыкалке - он сказал, что невозможно), либо не способны вникнуть в написанное - это же требует некой подготовки и уровня развития. Некоторые (не здесь) просто раздражаются почему-то (свои причины у разных людей). С одними спорить скучно, с другими бесполезно, с третьими неприятно. Поэтому хороший, подкованный, культурный оппонент - на вес золота. Но самое главное - лишь бы спор был по теме, а не типа: "ну вы и идиоты, все давно знают, что это невозможно - сходите в консу спросите!"
________________________________________________________________________
Хз
Петрович, ты че? Уже доказано, что АС ПРИОБРЕТАЕТСЯ в раннем детстве, а не врожденное свойство. Бережанский от этого и отталкивается с адаптацией на взрослого человека.
________________________________________________________________________
PetRович
Зациклились на Бережанском. Мне непонятно вот что: нах он вам нужен этот абсолютный слух, чтобы так на нем заморачиваться? Он что, даст вам щастье или деньги? Или Моцартами станете? Извините за излишнюю эмоциональность поста. Я уже почти пожалел о написанном. В конце концов, никто не запрещает людям ставить себе цели и достигать их. Искренне желаю всем удачи на этой тернистой стезе.
________________________________________________________________________
Сергей
Если абсолютный слух не нужен тебе, то это не значит, что он не нужен мне. Значит наша музыкальная практика различна. Мне необходимо сразу и безошибочно играть то, что я слышу вокруг себя или у себя в голове... Не знаю, как для Теплова и остальных авторитетов, но для меня совершенно очевидно, что АС не врожденное качество, а приобретенное. Я бы мог это доказать фактами (и уже писал об этом), да бесполезно - для этого надо, чтобы у читающего были открыты глаза и ум. Другое дело, я не знаю надо ли для этого некую предрасположенность, данные, талант. А на Бережанском "зациклились" потому что другого нет (я не знаю - Берж не в счет). А что вы имеете против именно Бережанского? У вас что-то личное?
________________________________________________________________________
PetRович
Лично к Бережанскому ничего не имею. Считаю, что его курс, безусловно, полезен, и дай Бог ему здоровья. Не согласен ТОЛЬКО с тем, что он, воспользовавшись стремлением многих музыкантов иметь АС (зачем?), вместо того, чтобы честно им сказать: "Ребята, мой курс развития слуха очень полезен, безусловно, поможет вам развить ваш муз. слух, но никогда не сделает вас обладателями абсолютного слуха в классическом понимании." И не согласен я с ним именно потому, что он сыграл на слабых человеческих струнках.
________________________________________________________________________
Сергей
Он "не играет на струнках" - он искренне считает, что можно развить абс. слух.
Кстати, у людей с абсолютным слухом есть свои слабости, и он тоже может развиваться и совершенствоваться. PetRoвич, не убедительны твои претензии. Для меня качественная разница - это "произносят" ли ноты, которые я слушаю, свои имена, или нет... И методика Бережанского это обещает.
________________________________________________________________________
Rudi
Я прочитал книгу Бережанского дважды. Она логически непротиворечива, по выводам похожа на то, чем занимаемся мы в нашей школе и чем наш шеф занимается уже тридцать с лишним лет, но книга вызывает вопросы.
________________________________________________________________________
Свисток
Господа! Поделитесь, пожалуйста, как идет обучение по методу Бережанского. А то что-то давно никто не делился впечатлениями от курса.
________________________________________________________________________
ТОХА
Нахожусь сейчас на шестом упражнении - трек 7 на компакт диске. Уже без настроек угадываю 5 нот - до первой и второй октавы, ми, соль и си первой. Начал заниматься неделю назад. Реально такой небольшой прорыв произошел только позавчера, а до этого приходилось настраиваться слушать ноты и их пение, чтобы запомнить, что это до, это соль и т.п.
________________________________________________________________________
Свисток
Господа! Неужели никто кроме TOX'и (из здесь бывающих) не занимается развитием AC, что-то нет отчетов о результатах. Ну, друзья интересно же, как оно двигается! ivan_jazzmann? Charly-Crash?
________________________________________________________________________
Ivan bluesman
Уже настраиваю гитару без вспомогательных средств, потом проверяю электронным тюнером - стрелка стоит вертикально как влитая, сам себе удивляюсь. Но на гитаре и прочем не играю, только на ф-но пытаюсь подбирать - отталкиваясь от "предслышания" - узнавания нот в голове, в целом уже получается, какие-то ноты лучше, какие-то пока хуже...Каждый день открываю что-то новое...вчера, например, просек тональность (Ре) у дешевой китайской игрушки. Мне абсолютный слух нужен, чего бы Вы там не говорили... я точно знаю, зачем он мне нужен, у меня гора идей, а работать только с относительным - это больше похоже на мастурбацию.
________________________________________________________________________
Свисток
ivan_jazzmann, а что "предслышение" - это тоже у Бережанского в системе предусмотрено?
________________________________________________________________________
Rudi
Очень интересно то, что Вы пишете. Держите нас, пожалуйста, по возможности в курсе событий. Особенно будет интересен момент, когда Вы выйдете из до мажора и начнёте слышать не отдельные ноты, но тональности. У меня это произошло на втором году. Но я знаю людей, у которых всё ограничилось базовой тональностью, а при выходе из неё разрушилось. В любом случае, Ваша целеустремлённость уважительна.
________________________________________________________________________
ivan
Свисток - "предслышание" как-то само собой получается. По курсу Бережанского - просто выполняешь упражнения, слов там, к счастью, мало.
________________________________________________________________________
Свисток
Бережанского вот что-то не видать... Дал рекламу и удалился. А ведь хочется услышать пару слов из уст самого автора методики.
________________________________________________________________________
Бережанский П.Н.
Спасибо всем за интерес к моей книге и аудио-курсу.
PetRoвич обвиняет: «Бережанский обманывает людей, утверждая, что его курс даст им абсолютный слух»... Понятен и простителен скептицизм на фоне непонимания, заблуждений и просто спекуляций вокруг абсолютного слуха. Почему не должны верить никому, а только Бережанскому? И, тем не менее, утверждаю, что предложенный мною способ является верным и действительно ведёт к формированию и развитию подлинного абсолютного музыкального слуха. Не «ложного», не «псевдо», а того абсолютного слуха, которым обладал, например, Моцарт. Утверждаю так уверенно потому, что знаю, проверил экспериментально и 15-летней практикой. Более того, утверждаю, что других способов не существует. Есть один путь, которым прошли все без исключения обладатели абсолютного слуха, в том числе и великие композиторы прошлого. И новые, будущие «абсолютчики» пройдут этим же путем. Этот единственный путь и воплощен в аудио-курсе. И если кто-то самостоятельно и независимо найдёт свой путь, действительно ведущий к подлинному абсолютному слуху, как это уже бывало (Э. Жак-Далькроз, Г.А.Любомирский, Б.Тричков, Б.И.Уткин, Ю.П.Козырев), то это окажется все тот же путь интериоризированного ступеневого моноладотонального восприятия звуков. И если раньше формирование абсолютного слуха протекало скрытно, неосознанно, носило случайный характер, то теперь появилась возможность целенаправленного руководства процессом его формирования, развития и коррекции. Обладание абсолютным слухом теперь зависит только от желания его иметь.
________________________________________________________________________
Сергей
Хочу поблагодарить Вас, Павел Николаевич, за Ваш аудио-курс - независимо от моих конечных личных результатов, это очень полезная и стоящая вещь! Я реально почувствовал, что мой слух улучшился! (пока что относительный)
Так же спасибо за то, что Вы потратили свое время и обстоятельно ответили здесь на вопросы.
________________________________________________________________________
ivan_jazzmann
Павел Николаевич: Ваш курс действует, огромное Вам спасибо за него!!! Я уже узнаю по всей клавиатуре ф-но (правда, только белые). Кстати, Павел Николаевич очень верно отметил - от курса за уши не оттащишь, хочется заниматься и заниматься... приходится заставлять себя делать перерывы, скоро я доберусь и до черных клавиш, ууууух!!!! сказка!
________________________________________________________________________
Свисток
Господин Бережанский, скажите, пожалуйста, можно ли совмещать ваш курс с другими "традиционными" (или возможно не традиционными) методами музыкального развития?
ivan_jazzmann. А внутренний слух как? Развивается? Можешь ноту звучащую представить? А спеть?
________________________________________________________________________
ivan_jazzmann
Могу спеть любую из семи белых (как я уже писал, до черных я еще не добрался).
________________________________________________________________________
Свисток
А вот такой вопрос. Господин Бережанский пишет: "Три раза в день по 10 минут – это оптимально", "Лучше чаще, но сеанс не больше времени одного трека.", а с другой стороны: "Рекомендуется заниматься с плеером всё свободное время, включая прогулки, поездки в транспорте и т.п.". Не совсем понятно. В смысле циклами по 10 минут с перерывами?
________________________________________________________________________
Бережанский П.Н.
Отвечаю на вопрос: «Можно ли совмещать ваш курс с другими "традиционными" (или возможно не традиционными) методами музыкального развития?»
Если Вы имеете в виду методики развития слуха, то до полного формирования абсолютного слуха по моей методике лучше не совмещать. Другие методики будут тормозить Вас. Исключение только в том случае, когда некуда деться во время учебы в музыкальных учебных заведениях на уроках сольфеджио. Моя ученица, Лена Залесова, сформировала абсолютный слух, учась в 10 классе ЦМШ, не пропустив ни одного занятия по сольфеджио в школе. Но старалась сократить до минимума выполнение домашних и классных заданий до формирования абсолютного слуха. Через пол года она уже пользовалась и абсолютным и относительным слухом и поступила в консерваторию с пятеркой по сольфеджио. Методики развития других способностей, навыков, умений, например композиции, импровизации, инструментального или вокального музицирования, развития чувства ритма и т.д. (т.е. все, кроме слуха) можно совмещать
Приглашаю всех участников форума вместе последовательно и грамотно решать проблемы абсолютного слуха и таким образом постараться выбраться из хлама заблуждений. Предлагаю начать с вопроса, который стоит первым в списке актуальных и до сих пор дискуссируется – это вопрос ценности абсолютного слуха. Попробую сформулировать тему: «Полезен, нейтрален или вреден абсолютный слух для музыкальной деятельности? Можно ли достичь высоких результатов в музыкальном творчестве без абсолютного слуха?».
Если мы придем к признанию полезности абсолютного слуха, можно будет переходить к дальнейшему обсуждению следующих предлагаемых вопросов:
1 Что из себя представляет абсолютный слух?
Как его обладатели узнают отдельные звуки?
Что они слышат в изолированном звуке?
Каков опознавательный признак?
2 Как сочетается абсолютный слух с другими музыкальными способностями?
Отрицает их, замещает, сотрудничает.
3 Какой слух более ценен, абсолютный или относительный?
4 Как происходит его формирование в естественных условиях?
Почему не у всех, а у меньшинства?
5 Возможно ли его искусственное формирование?
Список тем можно продолжать, порядок изменять.
Попутно можно решать частные и практические вопросы.
________________________________________________________________________
Сергей
Вопрос по аудио-курсу. Объясните, пожалуйста, что значит, петь интонации звуков? Я так понял, что интонация звука - это сокращенно от "интонация ладового тяготения звука". Но как можно петь эти "интонации", когда идут серии звуков, да еще в довольно быстром темпе? К сожалению примеров, как это делать, нет. По-моему это невозможно, поэтому я пою просто звуки, которые узнаю. Может я что-то не понимаю и делаю неправильно?
________________________________________________________________________
ivan_jazzmann
Друзья, никакой ошибки нет, надо пропевать именно интонации ладового тяготения - это возможно. Если Вы этого пока не успеваете делать - значит у Вас еще слишком затянутая реакция узнавания. Тренируйтесь. Вернитесь на упражнение назад. Мне тоже казалось, что это невозможно. Внимательней, тщательней работайте. Все реально.
________________________________________________________________________
Rudi
Бережанский поступил довольно grosszuegig (точно не переводится, в словаре стоит "щедро"), протянул Вам руку, предложил темы для обсуждения. Темы действительно интересные, хотя отчасти уже здесь и обсуждаемые ранее. Если Вы хотите с ним общаться, темы следует поддержать, иначе он Вас покинет.
________________________________________________________________________
Бережанский П.Н.
Петь интонации – значит петь интонации ладового тяготения звуков.
Задание 4 и следующие, на серии звуков, нужны для ускорения процесса перехода от пения вслух к пению про себя. Эти упражнения нужно выполнять так: если темпы медленные, и вы успеваете пропеть после каждого звука их интонации вслух, то так и пойте. В паузе можно просто назвать или пропеть узнанные звуки без интонаций. Можно и с интонациями. Пауза нужна для концентрации внимания перед следующей серией. По мере ускорения темпов переходите от громкого пения к пению каждого звука про себя. Затем к пению про себя только первого звука интонации с мысленным ее допеванием. И, наконец, к мысленному слуховому представлению интонации каждого из 2-х, 3-х, 4-х звуков. Одним словом, медленное громкое полное пение должно, по мере ускорения темпов, постепенно сжиматься, сокращаться, переходить во внутреннее пение интонаций, а далее и в представление этих интонаций. Вот что важно. Во всех случаях, при любых темпах, узнавание – это пропевание интонации тяготения узнаваемого звука. Пропевание – это механизм узнавания. Понятно, что пропевание возможно вслух, шепотом, про себя, в представлении, которое также будет постепенно сокращаться. Выбирайте для каждого темпа удобную форму пропевания. Это и называется интериоризацией. На каком-то этапе (у каждого на своем) вся интонация сконцентрируется в одномоментное представление звука, которую уже не надо будет петь. Я так настойчиво рекомендую петь интонации потому, что боюсь, кто-то перейдет раньше времени к пению или даже проговариванию звуков. Пойте или представляйте интонации до тех пор, пока есть такая возможность. Скоро ее не будет, но тогда она и не понадобится.
________________________________________________________________________
Хз
Ваня, а помогают тебе занятия и наработка АС легче ориентироваться на инструменте? И как насчет гармонического слуха?
________________________________________________________________________
ivan_jazzmann
ХоЗе: ориентироваться на инструменте стало легче, однако пришлось заново изучить гриф (выучить, где какая нота)- думал, что это будет сложно и долго, оказалось - забавно. В итоге гриф - "ожил". С клавиатурой ф-но - тот же процесс, только еще проще - там ноты не повторяются. Гармонический слух - развивается параллельно, однако здесь мне эффект сформулировать трудно, могу сказать только, что музыка начинает поглощать полностью, поскольку начинаешь слышать сотни вариантов гармонизации одной и той же фразы и начинаешь забавляться – их пробовать.
________________________________________________________________________
Rudi
Жизнь на "нашем" форуме поддерживается тем, что есть уверовавшие в метод Бережанского и стремящиеся обрести то, чем обладал Моцарт (если бы этого было достаточно, чтобы получить и остальные моцартовы преимущества! - боюсь, что в случае с Моцартом АС был условием и не необходимым, и недостаточным). И вот именно перспектива узнать, получится ли у тех, кто проявляет достаточно характера, чтобы регулярно выполнять упражнения Бережанского, создаёт тот нерв, на котором этот топик держится.
________________________________________________________________________
Тоха
Народ из тех, кто занимается по Бережанскому у кого какой прогресс? Я дошел до 15 упражнения, легко узнаю ноты в темпе 60, а дальше уже сложнее. По сравнению с тем, что раньше и в 40 было с трудом, прогресс на лицо. Занимаюсь чуть больше месяца, из них 10 дней на этот самом упражнении. Бережанский говорил, что рекордом у него было 4 месяца у одной девочки, а так говорит в среднем год требуется для развития АС, если заниматься раз в день. Кто-нибудь занимается по принципу - всегда с собой плеер и слушаешь много раз в день, а не с утра немного и вечером? И каковы результаты? Сергей, расскажите о своем прогрессе, на каком вы задании и какие изменения произошли, после того как вы начали заниматься по системе Бережанского? Может быть стали по другому слышать или начали слышать то, чего раньше не слышали?
________________________________________________________________________
Сергей
Вообще-то я двоечник, но я исправлюсь… Я пока дошел только до 15-го задания.
При скорости 65 - 70 начинаются пропуски (нераспознавание) отдельных нот, требуется напряжение, не успеваю пропевать интонации. При этом могу "стенографировать" на бумагу - без пения. Надеюсь, это проблема нескольких дней. К сожалению, не всегда удается регулярно заниматься (в общем-то, не тороплюсь - плод должен созреть). Я помню, что в первый раз темп 50 казался нереальным. На самом деле теперь в этом темпе расслабляешься. Так что весь прогресс пока виден только внутри самого курса - реально вроде ничего не изменилось - да и что за месяц может измениться? Забавно, ТОХА, только сейчас отмотал форум назад - оказывается ты написал почти то же самое, что и я – динамика процесса похожа. И сроки и цифры похожи - посмотрим, что дальше будет. Вот уже и статистика появляется. Надо просто Бережанскому вместе с курсом выдавать некую анкету с индивидуальным графиком развития. Наверное, у большинства при подходе к 70 начинаются тормоза. Но ведь там и рубеж "85" близок, когда интонации петь не надо и навык переводится во внутрь - это одна из критических точек. Конечно, необходимо изучить все, что написали авторитеты, суммировать, просеять и т.д. Что Бережанский и сделал - достаточно в конце посмотреть список литературы (более 100 наименований!). Чтобы его критиковать, надо как минимум прочитать все, что он прочитал, и иметь хотя бы какой-нибудь опыт преподавания предмета и достижения в нем. А у нас не хватает ума просто разобраться в том, что он написал в своей книге, а туда же... На данный момент мы имеем хорошо обоснованную гипотезу и реальный метод, подтверждающий ее правильность. От этого и надо "плясать": критиковать, дополнять (если хватит квалификации), изучать матчасть, делиться проблемами, успехами, задавать вопросы по теории и практике. И не надо наводить тень на плетень и уходить в сторону ради умствований.
________________________________________________________________________
Basstriker
Кстати, из этого топа я понял, что люди все-таки добиваются каких-то результатов благодаря Бережанскому. Ну так давайте возрадуемся, в конце концов!
________________________________________________________________________
ivan
В результате курса Бережанского я слышу еще одну составляющую звука, музыка становится более "цветной". До этого она была как черно-белое кино, в котором кое-где иногда проскакивали отдельные цветные нотки. Это тоже искусство, конечно, однако цветное кино тоже, согласитесь, штука хорошая.
________________________________________________________________________
ТОХА
Сергей, каков ваш прогресс? Удалось преодолеть рубеж 85-105(16 упражнение)? Я пока остановился на темпе 95, дальше пока быстровато.
________________________________________________________________________
Сергей
Пока нет. Как раз сижу в 16 упр. Но я не очень тороплюсь, а маленький прогресс (по качеству и уверенности) есть постоянно. Но тот мой приятель достиг темпа 120 в диатонике. Прошел 6-й диск. А интонации вслух поет в темпе 105. (щас, наверное, он еще дальше ушел, я не общался с неделю).
________________________________________________________________________
Иван
Павел Николаевич! Вчера вечером я первый раз начал выполнять ваши упражнения.
Сегодня утром ради эксперимента попытался угадать ноту ля. Угадал абсолютно точно (но это, разумеется, случайное совпадение).
________________________________________________________________________
Valon
Сейчас я на 14-м уроке. После разговора с Павлом Николаевичем понял, что мне следует положить около года на прохождение курса. Поэтому задал себе темп в среднем один урок в неделю, пока выдерживаю (с учётом выпавшей отпускной недели). Получаю истинное удовольствие от самого процесса. Как побочный эффект, мне кажется, эти упражнения позволяют "поставить" голос. Во всяком случае, когда я начинал, то чувствовал к вечеру напряжение в связках, но постепенно "нащупал" нужные резонаторы под каждую ноту. В этом смысле очень полезно громкое пение вслух на медленных темпах и в помещении хоть с какой-то акустикой, тогда успеваешь "погонять" звук в поисках правильного "места" (не в смысле плавать по частоте).
________________________________________________________________________
Сергей
Я тоже не тороплюсь получить скорее конечный результат, а всячески "смакую" каждый этап. Не хочу форсировать, и тоже получаю удовольствие. Скоро этот топик захлопнется, видимо, поэтому не хочется оставлять пустые с точки зрения пользы сообщения. Так что польза будет. Я просмотрел много компьютерных программ, которые можно было бы подключить дополнительно к процессу занятий. Был удивлен, что многие проги по сольфеджио вообще не содержат эту тему - определение ступеней на слух. А те, что содержат, не придают значения скорости определения - они ждут бесконечно пока ты не ответишь на вопрос.
________________________________________________________________________
Бережанский П.Н.
Наиболее часто встречающийся вопрос – обязательно ли петь вслух?
Нужно иметь в виду, что аудио-курс разрабатывался как универсальное пособие, рассчитанное на самый широкий круг индивидуальных, возрастных особенностей и музыкальных способностей. Первым условием формирования абсолютного слуха является способность чистого (не значит красивого) пения, т.е. умения повторить, точно проинтонировать голосом интонацию или звук. Поэтому первые задания, кроме прочего, выполняют еще и эту задачу. Для тех, кто не поет чисто, пение вслух обязательно.
Но у кого уже есть опыт чистого интонирования голосом, петь можно про себя.
Еще одна рекомендация. При работе с аудио-курсом не мучьте себя предельными и запредельными темпами. Кроме того, что это мало эффективно (а, кажется, и совсем не эффективно), это подсознательно вызывает и закрепляет негативную эмоцию, приводящую в дальнейшем к неуверенности в своих способностях и к нежеланию заниматься. Выполнять задания нужно в доступных темпах. Они не только доставляют удовольствие, создавая эмоционально позитивный фон занятий, но и являются наиболее продуктивными. Например, если при предельном для Вас темпе 80 Вы многократно выполните задания с темпами от 40 до 75, то обнаружите, что темп 80 вдруг стал допредельным, удобным, комфортным. Попробуйте.
И последнее. Нет универсальных рецептов. Экспериментируйте, пробуйте. Подходите к занятиям творчески. При этом не путайте суть процесса с декорацией, что иногда заметно у некоторых, занимающихся по аудио-курсу. Что удобно для Вас, способствует скорому узнаванию звуков и движению вперед, то и верно, логично, правильно. Не бойтесь забегать вперед, это позволяет понять (особенно во второй части аудио-курса) где Вы не доработали, и возвратиться к конкретному заданию. Но специально недорабатывать или пропускать занятия не рекомендую. ________________________________________________________________________
ТОХА
Вопрос к Сергею. Ты преодолел уже 16 упражнение? Я вот недавно осилил и того получилось, я два месяца примерно шел к этому, правда скорее из-за того, что не получалось каждый день заниматься. Дальше, как мне показалось, уже начинается реально интериоризация и в темпах 120 и выше начинаешь молниеносно узнавать ноты, там уже нет времени на какие-то обдумывания и т.п. В общем, дальше все интереснее и интереснее становится.
________________________________________________________________________
Сергей
Да, я преодолел задание 16. Немного барахлит самый конец - 4 звука в темпе 105. Дальше еще не ходил... Но не думаю, что время интериоризации уже наступило (у тебя, а про себя-то точно знаю, что нет) - пока не будут освоены все 12 ступеней. Хотя сейчас распознание происходит в фоновом режиме - ловлю себя на мысли, что пою "на автомате", а думать могу о другом. После того как наступил "автомат" стал петь просто ноты, без интонаций. Раньше тоже пробовал, но это было "не то". А сейчас это новые интересные ощущения - с одной стороны это проще - меньше энергии на пропевание, больше времени в промежутках, с другой стороны нет этого мельтешения "фамиредо", а просто Фа - и больше ощущения краски ноты. Но, спев ноту вслух, я стараюсь мысленно запустить "движение разрешения", которое в уме может происходить очень быстро в свернутом или полусвернутом виде.
________________________________________________________________________
Rudi
Занимаясь «по Бережанскому», можно надеяться на развитие АС лишь на чистом доверии к энтузиазму автора методики. То, что релятивный слух при этом разовьется – это очевидно. Так что польза в любом случае будет иметь место.
________________________________________________________________________

СОКРАЩЁННЫЕ ВЕРСИИ / ABBREVIATED VERSIONS

ФОРУМ 1 / FORUM 1

ФОРУМ 2 / FORUM 2

ФОРУМ 3 / FORUM 3

ФОРУМ 4 / FORUM 4

ФОРУМ 5 / FORUM 5

________________________________________________________________________

ПОЛНЫЕ ВЕРСИИ / FULL VERSIONS

ФОРУМ 1 / FORUM 1

ФОРУМ 3 / FORUM 3

ФОРУМ 4 / FORUM 4

ФОРУМ 5 / FORUM 5

ФОРУМ 6 / FORUM 6

ФОРУМ 7 / FORUM 7

ФОРУМ 8 / FORUM 8

ФОРУМ 9 / FORUM 9

ФОРУМ10 / FORUM 10

________________________________________________________________________

ПРОДОЛЖЕНИЕ / CONTINUATION

ФОРУМ 11 / FORUM 11